Главная Информация
Интересное о посуде Печать E-mail

 

 

Фарфор Японии, рожденный в ходе конкуренции



Япония не была родиной фарфора. Не здесь впервые начали изготовлять хрупкие, но изящные фигурки из этого материала. Однако, один раз изучив технологию изготовления фарфоровых изделий, Япония достигла больших успехов. 

Искусство создания фарфоровых изделий долгое время было покрыто завесой тайны, за разглашение которой полагалась смертная казнь. Но стоит сказать, что главный секрет японских умельцев состоял в особом виде материала, который использовался при изготовлении. Возможно, именно эта глина и стала причиной того, что Япония стала делать фарфор значительно позже чем, например, Китай. Дело в том, что залежи богатой каолином глины были обнаружены в Стране восходящего солнца лишь в начале XVII века.

Технология изготовления фарфора попала в Японию благодаря японскому сегуну Тойотоми Хидейоши, который привел пленных корейских ремесленников на свою родину. Одно событие успешно соединилось с другим, и вот результат — сейчас японский фарфор является эталоном качественного фарфора во всем мире. Совершенная белизна, насыщенный глянец и утонченная форма посуды до сих пор вызывают восхищение у представителей разных народов.

Середина XVIII века. Фарфоровое дело получает развитие в Японии. Причем владельцы мастерских не гнались за дешевизной. Они прилагали все силы, чтобы создать настоящее фарфоровое совершенство. В результате гончары получатели особые привилегии, а их изделия преподносили в качестве подарка дайме, сегунам или императору.

Однако в те времена совершенство японского фарфора было именно в качестве фарфора. Сама форма изделия все еще отличалась неровностями, однако все это с лихвой компенсировалось богатым цветом голубой эмали. Однако и подобные огрехи мастерам удалось нейтрализовать уже к концу XVIII века. Формы стали изящнее, фарфор белее, а кобальтовые краски насыщеннее. Усложняется и рисунок на фарфоре, который приобретает рельефность.

В XIX веке, чтобы составить конкуренцию китайскому фарфору, который ценился европейцами благодаря «драконьему» рисунку, японские мастера переняли технику нанесения узора у своих коллег и конкурентов.

Так что вполне можно сказать, что качеством своего фарфора японцы обязаны именно китайским мастерам. Ведь именно в погоне за любовь покупателей родилось совершенство линий, разнообразие рисунков и благородство японского фарфора.


Фарфор Италии: все началось с воровства...



История фарфора в Италии началась с воровства. С мануфактуры Meissen была украдена фарфоровая маска, которая попала в руки некоему Гундеру. Этот молодой человек, изучив занятную вещицу, открывает в Италии первую фабрику по производству белого фарфора. 

Однако мысль о подобном бизнесе пришла не только этому человеку. Параллельно в Венеции ювелир Вецци открывает еще один завод по изготовлению фарфоровых изделий. Но просуществовало это предприятие недолго. На смену ему пришло новое детище Джеминиано Коции. Фабрика специализировалась не только на производстве изделий из твердого, но и из мягкого фарфора. Однако особого следа все эти заводы в истории фарфора не оставили: посредственные вещицы, которые не покидали пределы своей родины.

Поворотным моментом в истории итальянского фарфора было образование фабрики маркизом Карло Джинори. Вскоре это предприятие объединилось с одной миланской фирмой. Союз был настолько успешным, что до сих пор это предприятие выпускает фарфор, который появляется на столах сильного мира сего.

Первоначально фабрики использовали для изготовления глину, привозимую из Китая. Однако не так много изделий было сделано из этого материала. Дело в том, что мастерам так и не удалось воссоздать китайскую технику обжига. В результате изделия получались сероватыми и непрочными. Тогда фабрика перешла на лиможскую глину. И именно такой ход помог добиться успеха. Фарфор получался белоснежным и прочным.

Если первые изделия по своему рисунку и стилю оформления копировали уже известные марки, то вскоре фабрика разработала свой стиль фарфора. Над созданием шедевров работали итальянские мастера, обучающиеся в специально созданной школе по росписи фарфора.

Количество фабрик, занимающихся производством фарфора, постепенно растет. Появляются новые стили оформления, уникальные орнаменты. Наравне с твердым фарфором Италия начинает выпуск и изделий из мягкого фарфора. Сосуды, вазы, замысловатые фигурки вскоре появляются в качестве украшения во многих домах Италии.

И до сих пор плавные линии итальянского фарфора, сложные рельефные рисунки заставляют восхищаться этими произведениями искусства ценителей всего мира.